В двух предыдущих постах я писала, как постепенно, шаг за шагом, разматывала нить истории семьи Боровских... Сегодняшний пост станет третьей частью этого рассказа.
Судьба их очень трагична. Я уже упомянула о репрессиях 1937 года. Сначала был арестован младший сын, Василий. Спустя несколько месяцев - глава семьи, Ромуальд Теофилович. Его жена и дочь лишились крова - дом отняли. Оставшиеся брат и сестра всю жизнь прожили под клеймом "дети врага народа". Старший сын Константин, несмотря на очень хорошее по тем временам образование и профессию летчика, вплоть до реабилитации работал простым слесарем, т.к. высший разряд ему нигде получить не позволяли. Дипломы лётной школы и авиаучилища отняли, из партии исключили. А о судьбе Ромуальда Тефиловича и брата Василия так ничего и не знали.
Оба были реабилитированы спустя 20 лет. Мой прадедушка получил лишь обычную в данном случае справку о том, что его отец умер от воспаления легких. Сегодня известно, что оба были расстреляны... Подробностей следственного дела я почти не знаю - для этого нужно ехать в местные архивы, - но по удаленному запросу удалось получить документ, из которого я почерпнула новые факты о своих предках: последнее место работы, уровень образования, а также имена членов семьи. И конечно, приговор и дату его исполнения...
Василий Ромуальдович БоровскийВ анкетных данных Василия Ромуальдовича было указано место рождения: с. Привольное, Медвеженский уезд Ставропольской губернии. (К слову, это родина М.С. Горбачева). Как и
в случае с прадедушкой, это место не было известно в нашей семье. Также оно не фигурировало в списке мест проживания, который мне удалось наметить в ходе поисков. Никто никогда не жил в Ставрополье, никто не упоминал эти края. Через
форум ВГД удалось связаться с местным краеведом, который ответил, что не слышал о такой фамилии - она не фигурировала ни в 19 веке, ни в начале 20-го. Но поскольку метрические книги в данной местности сохранились достаточно хорошо, взялся посмотреть нужный том, чтобы подтвердить либо опровергнуть факт рождения Василия.
Спустя несколько дней я получила ответ:
Здравствуйте! Вам очень-таки повезло! В метрической книге Привольного за
1914 год действительно зафиксирован факт рождения вашего человека!
22 января рожден, 9 февраля крещён - Василий (в честь Святителя Василия Великого) Боровский
Родители:
Ромуальд Ософанович Боровский, мещанин города Умань Киевской губернии,
римско-католического вероисповедания), его законная жена Лидия
Григорьевна (православного вероисповедания).
Воспреемники (ранее
так назывались крестные родители): мещанин г. Ставрополя Николай
Сергеевич Лебедев, мещанка г. Новомиргорода Киевской губернии Екатерина
Григорьевна Ладанова.
Потрясающе! Метрические книги сохранились далеко не везде, где-то лишь частично, и это настоящее везение, что до нас дошел нужный том за 1914 год и что нашелся человек, который смог посмотреть его для меня в архиве (вероятно, единственный из приволян, поскольку населенный пункт совсем небольшой). Выходит, Василий действительно родился здесь, и теперь я могу уверенно занести это место на карту перемещений семьи Боровских, которые, как видно, постоянно переезжали в связи с родом деятельности Ромуальда Теофиловича.
Эта небольшая запись подтвердила уже знакомые фамилии и имена, а также дала новую пищу для размышлений. Крестной матерью стала родная тетя, Екатерина Ладанова, мещанка г. Новомиргород (Украина). В прошлом посте я рассказывала, как удалось установить происхождение Ромуальда Боровского (запись в метрической книге это подтвердила), а теперь новая находка! Вот откуда корни семьи Ладановых! Что ж, а кто такой Николай Лебедев - еще только предстоит узнать.
Предположительно, Екатерина Георгиевна Ладанова И вот еще неожиданность. Из подписи на старинной открытке я достоверно знала отчество Ромуальда - Теофилович. (Оно подтверждается и переписью населения 1897 г). А здесь очевидная несостыковка: он значится как Ософанович. Снова обратилась к помощи своего собеседника. Сравнив написание букв в почерке писаря, он пришел к выводу, что Ромуальд записан как Феофанович. Разночтения возникли из-за особенностей написания заглавной буквы: Ѳ - фита. И верно! Я вспомнила, что бабушка по-разному называла его в разговоре: то Теофилович, то Феофанович. Почему так - не ясно, возможно, польское имя просто переиначивалось на русский манер.
Запись в метрической книге
Через некоторое время стало понятно, как семья Боровских оказалась в Привольном. Примерно в 1910 году там появился спиртзавод крупного ставропольского предпринимателя Дёмина. Завод был достаточно большим, но просуществовал лишь до 1917 года. (Однако двухэтажное здание до сих пор стоит на берегу реки Калалы). В этот небольшой период времени мой прапрадедушка успел поработать и там: вероятно туда его пригласили как раз после службы в Хинеле.
______________________
Карточки Ромуальда и Василия Боровских на сайте памяти "Бессмертный барак"