29.03.2022

• КАРАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ "ЗИМНЕЕ ВОЛШЕБСТВО" В БЕЛОРУССИИ: ПАМЯТЬ НАШЕЙ СЕМЬИ •

И если мы заговорили о захоронениях, то поделюсь историей находки, произошедшей год назад и поразившей меня - так, что до сих пор бегут мурашки, когда я думаю об этом...

История этих событий очень грустная. Моя бабушка в войну осталась сиротой. Как и все в нашей семье, я слышала рассказ из ее уст. Фашисты делали страшные вещи. Не хватает моральных сил, чтобы представить себе во всей полноте то, что довелось пережить мирным людям белорусских земель... Если вы не слышали про карательные операции в Белоруссии, под цинично-фантазийными названиями в духе "Зимнее волшебство", один раз приоткройте для себя эту страницу: чтобы с ужасом отпрянуть и никогда больше туда не заглядывать - но всегда помнить о том, чем грозил фашизм славянскому народу. (И это важно в наши дни, когда еще такую недавнюю историю принято забывать и переписывать... В таких семьях как наша, эта память по-прежнему жжет сердце. Она не дает и не даст забыть, что это было, с кем воевали и за что пали 27 миллионов советских людей...)


Это прабабушка, Варвара Илларионовна. О ней не известно ничего, кроме того, что она украинка. Не знаем ни девичью фамилию, ни откуда родом, поэтому расследование по ее ветви пока находится в тупике... Но я не теряю надежды, в генеалогии случаются чудеса - уже знаю!

Молодые годы Варвары Илларионовны пришлись на революцию. В голодные годы на Украине она потеряла сестер. Муж, Филипп Антропович Мороз, забрал семью и увез к родителям в Белоруссию. Беда пришла в 1937 г., когда во время репрессий его расстреляли по доносу (реабилитирован в 1960 г.) Дом сожгли, имущество отняли. К этому времени Варвара Иларионовна была матерью трех дочерей. С маленькими детьми, свёкром и свекровью они вынуждены были жить у сестер мужа. В колхозе она сама из сарая сумела построить избу для себя и детей. Вероятно, война застала их в д. Ардавская Витебской обл. Во всяком случае, именно там во время карательных акций в феврале-марте 1943 фашисты расстреляли всю семью.

Я знала, что партизаны успели предупредить: жители покинули деревню, выкопали в лесу землянки. Варваре с семьей удалось сбежать в лес, но каратели все равно настигли их спустя несколько дней. Стреляли во всех, включая стариков и детей. Мой прапрадедушка, Антроп Дмитриевич Мороз, которому было на тот момент уже около 100 лет, прикрылся иконой - фашист выстрелил и в святой лик. Так с иконой в руках Антропа Дмитриевича и нашли потом в лесу... Варвара Илларионовна прикрыла собой дочерей - погибли все, кроме младшей, 9-летней Екатерины. Фашист поднял ее, но она притворилась мертвой, и он бросил. Этой девочкой была моя бабушка.

Бабушка рассказывала, что с Варварой и Антропом Морозом в лесу также была семья его дочери, Анны, по мужу (со слов бабушки) то ли Забогонской, то ли Заболонской. Их с детьми тоже расстреляли. Варвару с дочерями Анной и Клавдией похоронили на деревенском кладбище, а остальных - прямо в лесу. 

Это очень трагическая память. О ней трудно думать без слез... Простая женщина, и без того  натерпевшаяся горя, проявила мужество и героизм, присущие далеко не каждому солдату. Она совершила подвиг, естественным материнским порывом загородив своих дочерей от пуль нацистов. Одну из них ей удалось спасти, и благодаря ей теперь живем мы... Моя тетя написала песню, посвященную ей - своей бабушке и моей прабабушке Варваре Илларионовне...


Не давал покоя вопрос - когда же, в какие точно дни они погибли? Какие даты оставить в семейном дереве? Тогда и не поверила бы, если бы кто-то сказал, что ответ придет буквально на следующий день. В такие моменты мне кажется, что это не я ищу информацию, а предки посылают ее мне... И я действительно в этом почти уверена.

Я стала разыскивать информацию о сожженных деревнях: Ардавская, Дубровы, Миловиды, Чернооки. Удалось узнать дату уничтожения Ардавской: 9-10 марта 1943.

Фото одной из уничтоженных деревень из немецких архивов (по материалам интернета)

После чего на белорусском "Мемориале" и других сайтах отыскала воинские захоронения и братские могилы в этих деревнях. Среди них и этот кадр:


Воинское захоронение 7591 возле дер. Ардавская (Ардавские) 
Освейского р-на Витебской обл.

Приблизив фото, я не поверила своим глазам: Забагонские! Семья Анны, дочери Антропа Дмитриевича, сестры моего прадедушки Филиппа. А самая нижняя строка, которую почти не видно, и которую уже не сможет прочитать непосвященный человек - это Мороз Антроп Д. Буквы почти не читаются, местами лишь угадываются, но поколдовав на компьютере, за счет приближения, усиления контраста и неимоверного напряжения глаз, мы смогли угадать его имя и даже год рождения, который подтвердил догадку (напомню, Антропу Дмитриевичу было уже за сто). На памятнике перечислены и имена всех членов семьи Анны Забагонской:

Петр С. 1893 г.р.
Володя П. 1937 г.
Фрося (?) П. 1942 г.
Иван С. 190? г.
Анна А. 1903 (?) г.
Евдокия ? 192? г.

В захоронении покоится также семья Алексиных.

Так стала известна дата расправы- 14 марта 1943 года... Дата, которую я искала. А вместе с ней - целый пласт генеалогической информации.

К слову, был известен герой СССР, Семен Забагонский, также уроженец Дриссенского уезда Витебской губернии (дер. Залучье). Кто знает, возможно, он был одним из родственников мужа Анны Антроповны.

Что касается моей бабушки, после расправы ее подобрали и вырастили партизаны. (Со стороны нашей семьи партизанкой была другая дочь Антропа Дмитриевича, еще одна сестра моего прадедушки Филиппа - Екатерина, в честь которой назвали и мою бабушку...) После войны она воспитывалась в детском доме. 


На месте зверски уничтоженных белорусских деревень теперь братские могилы, часовни памяти и мемориалы. Один из самых известных находится в Хатыни. У меня есть брошюра советских времен, посвященная этому мемориалу: его истории и трагедии белорусских деревень. Может быть, когда-то оцифрую и выложу ее в сеть. Это важно помнить. Очень важно...










Комментариев нет:

Отправить комментарий